Get Adobe Flash player
До прямого эфира
ОСТАЛОСЬ ДНЕЙ 02.11.2017 20:00 10 Days нажми и слушай последний эфир.
реклама


Столкновение с инкаунтером или что скрыто в красивой обертке

Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
Уж так устроен человек, что всегда ищет чего-то нового; новых ощущений, новых отношений, нещадно ломая при этом все сложившиеся стереотипы. Христианство не осталось в стороне от этого процесса, и в поиске новизны в своих переживаниях и попытке решить свои проблемы новыми, «модными» методами, хватается за любое нововведение, прикрываясь местом из Священного Писания: «итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17). Сегодня слово «инкаунтер» крепко утвердилось в христианстве, а особенно в среде евангельских христиан. Восторженные отклики участников инкаунтера, многочисленные «свидетельства» исцелений и освобождений, новых переживаний и встреч с Богом все чаще оказываются на слуху, что иной раз начинают закрадываться сомнения: а были ли освобождения и исцеления до инкаунтеров? Как почти двухтысячелетний духовный опыт христианства мог, не то чтобы развиваться, а вообще существовать без них?

Нововведение настолько сильно охватило верующих, что сегодня это служение стало неотъемлемой частью многих церквей. Отзывы, самые восторженные, слышатся из уст даже достаточно авторитетных религиозных лидеров, утверждающих, что инкаунтер- это «Божье благословение». Само слово «инкаунтер» в переводе с английского означает «встреча, столкновение». На первый взгляд, казалось, ничего необычного в этом служении не наблюдается. Но при более внимательном исследовании видно, что уже в названии этого служения проскальзывают не совсем корректные нотки. В частности, само слово «столкновение» подразумевает под собой спонтанную, незапланированную встречу, в данном случае - с Богом. Но если это так, то каким образом это выражение можно применить к заранее тщательно запланированному мероприятию, каковым является инкаунтер. Уже одно это наталкивает на мысль «если таково начало, то что же скрыто в глубине самого учения, в истоках его, так ли оно безобидно, и откуда оно берет свои корни?».

Вопрос не случайный. Дело в том, что в нашу церковь недавно пришла молодая женщина, которая некоторое время ходила в одну из евангельских церквей нашего города. Все бы ничего, но вот только пришла она к нам с сильной депрессией, от которой не могла избавиться. Но для решения данной проблемы необходимо было выявить корень самой проблемы. После неоднократных бесед и молитв, не обнаруживалось особых предпосылок для депрессии, казалось бы нет никаких зацепок. И вот тут то выяснилось, что она прошла курс в инкаунтер- группе. Возможно, если бы не это обстоятельство, то не было бы предпосылок в исследовании данного вопроса, да и сама статья потеряла бы свою актуальность в написании. Но случилось то, что случилось: Господу было угодно, чтобы вопрос этот был освящен.

Начнем с истоков. Возникает вопрос: так ли ново это служение и не было ли «прототипа» ему? Крестным отцом инкаунтер-групп, по официальной версии, бытующей в евангельской среде, является небезызвестный колумбийский служитель Цезарь Кастеланос, который также был создателем системы G-12, ячеечного служения, широко практикуемого во всем мире. Но, оказывается, даже само название неоригинально и заимствовано из области (кто бы мог подумать?)… психиатрии. Вот отрывок из книги К. Рудестама «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ГРУППЫ»: «То, что когда-то начиналось как рискованный эксперимент в Национальной лаборатории тренинга в г. Бетеле, штат Мэн, в скором времени привело к появлению огромного числа групповых форм психологического воздействия. В настоящее время во всем мире существует множество разновидностей психокоррекционных групп. Многие из них получили название инкаунтер-групп, и этот удачный термин вызывает нечто похожее на любовь среди сторонников и враждебность среди критиков».
Ну, может быть все-таки одно только название позаимствовано и нет никаких причин для беспокойства? Ведь такое практикуется, когда хочется придать своему детищу загадочность и внешний шарм. Однако чем больше начинаешь углубляться в изучение сути данного метода, тем больше сходства проявляется в обеих методиках. Мы проведем вначале сравнительный анализ методов психокоррекционных групп и современных религиозных инкаунтер-групп, а уже потом сделаем соответствующие выводы.

Самораскрытие

«Открытость и честность достигаются через осуществление такой групповой ценности, как самораскрытие. Инкаунтер-группы поощряют участников к раскрытию себя другим и таким образом дают им возможность установить между собой близкие отношения. Участники поощряются внимательно относиться к своим чувствам и быть открытыми опыту в любой момент времени».
(К. Рудестам «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ГРУППЫ»)

Нетрудно заметить, что принцип самораскрытия в психокоррекционных группах мало чем отличается от глубокого исповедания, практикуемого на христианских инкаунтерах. А ведь с этого начинается любой инкаунтер и, если не будет исповедания, то он потеряет всякий смысл. Верующий лихорадочно выискивает в своей памяти грехи «времен Очакова и покоренья Крыма», привязывая их к современным своим проблемам. Но все это было бы полбеды, если бы не закономерный вопрос, возникающий у всякого здравомыслящего христианина – а что Христос напрасно распялся? И кровь Христа не все ли грехи омыла?. Конечно же, кто-то может возразить, указывая на место из Писания: «Все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3:2). Но это место говорит как раз о грехах после покаяния, и в этом случае у нас есть Ходатай на небесах - «ХристосИисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим.8:34).Что же касается грехов до покаяния, то написано: «и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи» (Кол.2:13). Становится очевидным, что все это действо скорее похоже на спекуляцию человеческой тягой к мнительности. По этому поводу вспоминается случай, описанный Джером К. Джеромом в его книге «Трое в лодке, не считая собаки», когда молодой человек, читая медицинскую энциклопедию, нашел у себя симптомы всех болезней, кроме родильной горячки.

Самосознавание

«Вторым признаком определения понятия инкаунтер-группы Шютцем является самосознавание. Выражая личностно значимые мысли и чувства и получая обратную связь, члены группы имеют возможность исследовать себя как бы со стороны. Самоознавание начинается, как только человек узнает свои сильные и слабые стороны».
(К. Рудестам «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ГРУППЫ»)

Проповедники инкаунтера утверждают, что мало исповедать грех, необходимо его осознать и, вникнув, найти корень зла в себе. Кому-то может показаться, что в этом нет ничего необычного, и практика христианского служения допускает подобные методы самоанализа, но это только на первый взгляд. В действительности, этот псевдоревностный поиск способствует тому, что человек отходя от «простоты во Христе», начинает «мудрствовать лукаво», и доходит до того, что служители церкви (что там говорить о рядовых членах) находят, что они одержимы бесами и нечистыми духами. Мы понимаем, что за каждым негативным действием, существует негативное духовное начало, но когда начинается своеобразная внутренняя «охота на ведьм», на память приходят слова из Священного Писания: «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим. 14:14), и «что общего у света с тьмою, и у Христа с Велиаром?». Не надо быть специалистом, чтобы увидеть явные следы плагиата с методикой гештальттерапии (для неискушенного читателя – методика групповой психотерапии). Вот потому-то и непонятна позиция некоторых авторитетных религиозных деятелей, утверждающих свою компетентность в области психиатрии и не могущих увидеть такого соответствия в этих методиках. Дальше – больше.

Ответственность

Третьим признаком определения понятия инкаунтер-группы Шютцем является ответственность. Виды групповой терапии, разрабатывающие практику воздействия на принципах гуманистической психологии, в целом основываются на уважении к клиентам, на оценке их как способных к изменению и активному участию в самом процессе осуществления этих изменений.
(К. Рудестам «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ГРУППЫ»)

Теория тогда становится более или менее весомой, когда есть ее практическое продолжение, в противном случае, она останется всего лишь теорией, какой бы возвышенной и стройной не была бы. Т.е., иными словами, пора переходить к практической стороне методики. В психотерапии это называется активным участием в процессе осуществления изменений, а вот в инкаунтере это уже называется активным покаянием, причем не просто устным покаянием, но с привлечением неких ритуальных элементов, как например: прибивание греховных списков к кресту или их демонстративное сожжение. Попахивает правда немного язычеством, но зато как символично! Если в начале истории церкви это еще как-то можно было бы понять, мол, только вышли из языческой среды и им трудно отвыкнуть от того, что культивировалось в них веками, то уж очень странным кажется, когда христиане, имеющие в своем активе двухтысячелетний опыт христианства, вновь обращаются к языческой культуре.

Внимание к чувствам

«В свое определение понятия инкаунтер-группы Шютц также включил и такой признак этого понятия, как внимание к чувствам. Основной целью программы всех инкаунтер-групп является достижение более высокого уровня осознания членами группы своего аффективного потенциала. Возникающие у участников групп сильные чувства подробно описаны в таких работах, как "Please Touch" Джейн Говард (Howard, 1970) и "Turning On" Разы Густайтис (Gustaitis, 1969). Согласно Уоркентину (Warkentin, 1969), наиболее существенным недостатком многих видов терапии является отсутствие эмоциональности и неадекватное вовлечение участника в групповой процесс. Поэтому многие руководители инкаунтер-групп используют экспрессивные и ориентированные на сознавание методики гештальттерапии и психодрамы для усиления значимости и интенсивности аффективных переживаний».
(К. Рудестам «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ГРУППЫ»)

Мы подходим к особому пункту, который знаменует апогей инкаунтера – чувственные переживания. Разговаривая с участниками инкаунтера, читая их восторженные отзывы на интернетовских сайтах, понимаешь, что все же что-то они действительно переживают. Только вот какова природа этих переживаний? Действительно ли эти переживания обусловлены действием Духа Святого, как об этом утверждают теоретики инкаунтера, или может быть, туда что-то другое вторгается под благочестивым видом. На первый взгляд кажущееся доброе действие, при более тщательном взгляде на природу вещей оказывается всего лишь переживаниями на чувственном, земном уровне. Можно как угодно называть эти чувствования - обновлением, благословением - оно все равно остается на душевном уровне. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» ( 1 Кор. 2: 14-15). Да и как можно охарактеризовать ощущения, заимствованные из групповых психотерапевтических сеансов, которые ничего общего с духовностью не имеют. Неужели истинный духовный опыт ощущения близости Бога возможно перепутать с земными переживаниями? Возникает закономерный вопрос – «а был ли вообще этот опыт?».
И последний признак, который представлен основателями психокоррекционных групп, называется "Здесь и сейчас".

"Здесь и сейчас"

«Последним признаком определения понятия инкаунтер-группы Шютцем является принцип "здесь и сейчас". Фокусировка внимания на настоящем стала законом в Т-группах и группах тренинга сензитивности».
(К. Рудестам «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ГРУППЫ»)
Любая методика является завершенной при достижении результата, и чем скорее этот результат будет достигнут, тем лучше. Создатели и участники инкаунтер-групп не обошли стороной и это аспект. Участники инкаунтера, все как один, восторженно утверждают, что они вернулись новыми людьми, готовыми с новыми силами служить Господу. В действительности, было бы непонятным отсутствие сиюминутного результата. В противном случае вся идея инкаунтера теряет смысл. Только вот зачем периодически снова обновляться, остается загадкой. Да и зачем изобретать велосипед, причем не лучшей конструкции, когда можно последовать совету апостола, что «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».

Заключение

Мои наблюдения, конечно же, не назовешь глубокими исследованиями, и, в сущности, эта цель не преследовалась. Но это не умаляет, а скорее, еще более усугубляет проблему, связанную с инкаунтером. Природа инкаунтера, как видно, основана в воздействии на человека на душевном, тонком уровне, когда очень сложно обнаружить грань духовного и душевного неутвержденному в истине верующему. А любое проявление власти всегда привлекало людей с нечистыми помыслами, а уж манипуляция человеческими душами - особо лакомая область для них. С течением времени меняются многие вещи. Меняется и облик церкви, служений, но не меняется Сам Христос, не меняются те истины и ценности Им преподанные. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8). И сегодня Господь через апостола Павла обращается ко всем детям Своим: «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства», а это еще раз говорит об актуальности Слова Божия, особенно в преддверии Его пришествия.
P.S. Та сестра освободилась от депрессии всего лишь простой молитвой, обращенной к Господу. Сегодня она в радости служит Богу.

Автор: Аркадий Арустамян, пастор церкви «Свет миру», г. Старый Оскол
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Точное время
Воронеж
Голосование
Всегда ли хорошее знание Слова Божия (Библии) уберегает нас от обольщения.
 
Поиск по сайту
Язык сайта
English Arabic Danish Dutch French German Greek Italian Japanese Korean Norwegian Polish Portuguese Romanian Russian Spanish Swedish Catalan Filipino Hebrew Indonesian
Погода в Воронеже